Истории запуска оборудования

Реконструкция улиц, благоустройство и расширение тротуаров на Покровке и Маросейке

По информации департамента капитального ремонта города Москвы, проезжая часть на Маросейке и Покровке сократится с 3-4 полос шириной 2,25 - 4 метра до 2-3 полос шириной 3 - 3,5 метра. Закончить работы до конца строительного сезона в ситауции, когда на участке отсутствует планово-высотное обоснование и корректные проектные данные, оказалось чрезвычайно сложной задачей для компании-подрядчика. Рассказывает  руководитель сервисной службы отдела дорожно-строительной техники компании Leica Geosystems - Алексей Абрамов.

СИТУАЦИЯ

Untitled-3.pngВ конце июля заказчики обратились к нам за помощью в производстве работ и с просьбой сдать в аренду систему нивелирования на фрезу. Сроки у заказчиков «горели». Изначально объект требовалось сдать ко дню города (шестого сентября), но потом отпущенное время сократили на целый месяц - до пятого августа.  Как уложиться в столь сжатые сроки - исполнитель не представлял. Помимо этого, перед исполнителем стояла задача обеспечить водоотвод в новую ливневую канализацию, поскольку текущие коллекторы из-за расширения пешеходной зоны оказались недоступны.

Ограничения на работу в ночное время и наличие серьезных проблем с геодезическим обоснованием делали ситиуацию и вовсе критической.

Мы выехали на объект обсудить ситуацию с главным инженером и посмотреть на текущее состояние дел. Согласно карте фрезерования, рабочие отметки местами доходили до 43 сантиметров. Минимальные 20 сантиметров сняли фрезой в ручном режиме, после чего работы пришлось прервать: машинисты не знали где и сколько срезать, а у геодезиста  не было пунктов планово-высотного обоснования, и работать приходилось практически по высотам топоплана. 


Untitled-4.pngИМЕЮЩИЕСЯ ПРОЕКТНЫЕ ДАННЫЕ

Для принятия решения об участии в данном проекте необходимо было собрать всю возможную документацию по работам. Из исходных  материалов были представлены файл проекта  в формате dxf (он содержал также модель рельефа), и  проектные отметки верха асфальта, переданные мастером участка.

Была проведена рекогносцировка доступных пунктов ГГС (для дальнейшего сгущения ПВО). На один километр участка удалось обнаружить не более двух сохранных стенных реперов.  Несмотря на скудный объем исходных данных, их оказалось достаточно для проведения работ. 

УСТАНОВКА ОБОРУДОВАНИЯ НА ФРЕЗУ 

Untitled-5.pngУстановка 3D системы нивелирования Leica PaveSmart на фрезу Wirtgen 2000, оборудованную системой Level Pro, заняла всего 2 часа. Оборудоваие Leica PaveSmart хорошо совместимо с системой Level Pro (как и со многими другими подобными), поэтому его установка не потребовала никаких специфических  операций. 

 

 

СГУЩЕНИЕ ГЕОДЕЗИЧЕСКОЙ СЕТИ

Самой трудоемкой задачей оказалось обеспечение планово-высотного обоснования. Для сгущения существующей высотной сети в условиях центра города выполнялся нивелирный  ход (1,5 км), который после подлежал уравниванию.

 ПОДГОТОВКА ПРОЕКТНЫХ ДАННЫХ

Untitled-6.png

Для облегчения задач оператора фрезы бортовой компьютер должен содержать корректный проект выполняемых работ, который также требовалось изготовить.

Первоначально планировалось создание проекта в CREDO или ROBUR,  однако из-за нехватки квалифицированных кадров по работе в этом виде ПО, подготовка проекта была выполнена с привлечением опытных сторонних специалистов. Проект был подготовлен при помощи программного обеспечения Leica iCON Office, полностью отвечающего поставленным задачам. 

Проект создавался на базе трехмерной модели из САПР, информация о рельефе была  взята из исходных данных. 

Ось трассы была установлена эмпирически: по результатам разбивочных работ, проведеных самим заказчиком. Уклоны восстанавливались по отметкам бордюрного камня с учетом требований к созданию водоотвода.

РАБОТА ФРЕЗЫ

Untitled-7.png

После загрузки проекта в бортовой компьютер PaveSmart, фактически, работа была завершена. 

На высокой мачте, выставленной по оси барабана, была закреплена призма. Мачта выдвигалась выше кабины фрезы и выше кузовов подъезжающих самосвалов. Чтобы обеспечить точность системы, важно учитывать наклон мачты. Здесь очень пригодился датчик наклона, поставляемый в комплекте с системой. 

Была произведена проверка отметки кромки барабана фрезы путем нивелирования от одной из точек опорной сети. Сравнение результатов нивелирования и показаний бортового компьютера дало расхождение на 2 мм.

Система нивелирования работает следующим образом: тахеометр, установленный на обочине, находит призму и передает бортовому компьютеру  на фрезе координаты кромки барабана. Бортовой компьютер сравнивает текущие координаты с проектными и начинает опускать барабан фрезы. Машинисту остается только управлять курсом машины и давать сигналы самосвалам.

Untitled-8.pngРаботать с одним тахеометром не очень удобно, поскольку перестановка тахеометра занимает какое-то время. Необходимо все время переносить тахеометр с точки на точку для обеспечения видимости. Во время этих процедур фреза останавилвается, что замедляет ход работ. Для ускорения процесса было решено использовать сразу два тахеометра. 

Приборы устанавливаются один за другим по ходу движения машины. Зона действи каждого из них составляет примерно 200-300 метров (при увеличении этого расстояния точность снижается до 1-2 сантиметров). Встроенная в программное обеспечение системы PaveSmart функция Leapfrog следит за тем, чтобы бортовой компьютер вовремя и полностью автоматически переключался между тахеометрами по мере перехода из зоны действия одного прибора в зону дейтсвия другого. Инструмент, оказавшийся свободным, переносится на следующую по трассе точку и ожидает своей очереди принять управление машиной.При использовании этой технологии процесс фрезеровани может идти практичеки безостановочно. 

ИТОГ

В результате совместного использования системы нивелирования PaveSmart, програмного беспечения iCON Office и роботизированных тахеометров, работы по фрезерованию были выпонены за девять дней, хотя изначально грозили поставить под угрозу своевременную сдачу всего проекта. Важно отметить и то обстоятельство, что непосредственно работа с фрезой заняла только три дня, а остальное время потребовалось для подготовки проектных даных и нивелирной сети. Эти затраты в других условиях можно было бы сократить. Например, установка  GPS приемников прямо на фрезе позволила бы избежать трудоемких геодезических работ и связанных с ними временых затрат. Только работа в условиях плотной застройки, которая существенно снижает качество приема GPS сигнала, и высокие требования заказчика к точности выполняемых работ, заставили нас отказаться от использования GPS. 

В любом случае, заказчик остался доволен, а нам удалось принять участие в благоустройстве родного города.