Новости

Россия будет развивать автомобильные транспортные коридоры

Развитие федеральных трасс будет ориентировано на стимулирование роста объемов международных грузовых и пассажирских перевозок. Об этом заявил заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов на круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ.

В ходе мероприятия эксперты дорожной отрасли и транспортного комплекса, среди которых представители Минтранса РФ, Федерального дорожного агентства, ГК «Автодор», Международного Союза Автомобильного Транспорта (IRU), Торгово-Промышленной Палаты России, Ассоциации РАДОР, а также дорожного партнерства РОДОС, определили причины, сдерживающие транзитный потенциал страны.

Главной темой обсуждения стало соответствие инфраструктуры и технологий современным международным требованиям, обеспечивающим высокую скорость и низкую стоимость безопасной доставки грузов и пассажиров на международных транспортных коридорах.

Специалисты Федерального дорожного агентства отметили, что в ближайшие 4 года ведомством будут сделаны необходимые инвестиции в развитие транспортных артерий России. В частности, к 2018 году протяженность федеральных трасс с нормативным состоянием покрытия будет увеличена вдвое по сравнению с состоянием на январь этого года (с 22 080 км до 40 800 км). Таким образом, 85% главных дорог страны будут обеспечивать комфортный и безаварийный проезд автомобилей различных категорий.

Во многом этого удастся достичь за счет того, что с 2014 года Росавтодор впервые за 7 лет стал получать 100% объем средств, необходимый для поддержания качества дорог. На текущий сезон данный показатель составил – 206 млрд рублей, что позволит провести ремонт и капитальный ремонт 9450 километров трасс и 429 мостов, путепроводов и эстакад.
При этом специалисты Федерального дорожного агентства отметили, что для содержания дорожной сети в хорошем состоянии одних ремонтных работ и постоянных инвестиций недостаточно.

«Нужно правильно использовать наши дороги и обязательно соблюдать те нагрузки, которые предусмотрены для них, - подчеркнул Игорь Астахов. - Сейчас, по данным автоматизированных пунктов учета интенсивности движения, доля большегрузного транспорта, передвигающегося по федеральным автодорогам с нарушением допустимых весовых параметров, по некоторым категориям грузового автотранспорта доходит до 46%». Если мы не изменим данную ситуацию, то не увидим результата, добавил чиновник.

Для того, чтобы снизить нагрузку на дороги, помимо строительства новых дорог и реконструкции под современные нагрузки существующей автодорожной сети, необходимо обеспечить должный контроль за соблюдением грузоперевозчиками установленных допустимых нагрузок. Для этого дорожники приняли решение о создании системы полностью автоматизированных пунктов весогабаритного контроля.

В настоящее время на федеральных трассах уже начали работу 15 таких постов, которые дополнили систему из 65 стационарных контрольных пунктов, на которых работают сотрудники Госавтоинспекции и Ространснадзора. В перспективе общее количество пунктов весогабаритного контроля на федеральной сети автодорог, исходя из ее протяженности (50 тыс. километров), должно быть увеличено до 400. Для сравнения: в США функционируют около 900 пунктов весового контроля.
В рамках круглого стола советник Дирекции экономики транспорта Аналитического центра Михаил Низов подчеркнул, что формирование международных транспортных коридоров на территории России направлено на повышение эффективности и качества российских внешнеторговых перевозок. Использование выгодного географического положения России должно способствовать расширению экспорта транспортных услуг, включая обслуживание транзитных перевозок третьих стран. «Увеличение транзитных потоков стимулирует развитие международных торговых связей, транспортной инфраструктуры и экономики регионов, создание рабочих мест и транспортной доступности», - сказал эксперт.

По словам Михаила Низова, сейчас необходимо рассмотреть те международные транспортные коридоры, которые используются для транзита, выявить там узкие места и направить финансовые возможности для их расширения. В настоящий момент в развитии транзитного потенциала Россия отстает от Белоруссии в 5 раз, добавил он. «По Белоруссии 20% перевозок идет транзитом, а у нас пока 4,7%. Это говорит о том, что мы неоптимально расходуем государственные средства на развитие транспортной системы в части транзита», - отметил Низов. По его мнению, у нас есть транзит из Европы в Азию (Китай) по направлению Казахстана, именно эти пути нужно развивать.

Участники мероприятия подняли вопрос об обеспеченности международных транспортных коридоров автодорогами с нормативной осевой нагрузкой 11,5 тонн и соответствующей пропускной способностью. При этом для того, чтобы вернуть деньги в бюджет за счет транзита, необходимо развивать инфраструктуру.
С презентацией планов по обеспечению международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации современными объектами дорожного сервиса выступил начальник Управления земельно-имущественных отношений Росавтодора Юрий Лахин. По словам специалиста, агентством была разработана и утверждена в Минтрансе России Концепция развития многофункциональных сервисных зон вдоль федеральных трасс. Данный документ предполагает разработку и утверждение новых ГОСТов – национального стандарта с указанием требований к объектам дорожного сервиса, а также национального стандарта по проведению оценки качества услуг на объектах обслуживания автомобилистов вдоль трасс. Вместе с тем дорожники приступят к анализу целевых, ведомственных и государственных программ в целях определения возможных источников финансирования мероприятий.
Реализация пилотных проектов в рамках Концепции развития объектов дорожного сервиса запланирована на 2015-2016 годы.

Эксперты также пришли к общему выводу, что в дорожном хозяйстве, кроме транзита, есть и другие задачи, например, соединение населенных пунктов. По их мнению, все проблемы нужно решать в совокупности, а не тратить средства и силы в одном направлении.